Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

На вопросы читателей отвечает Светлана Потемкина

У нас в редакции состоялась «Прямая линия» с главным специалистом комитета экономики и торговли администрации г.о. Шуя Светланой Потемкиной. В течение часа эксперт отвечала на вопросы шуян.
- Добрый день! Вас беспокоит постоянная читательница с улицы Свердлова. Слышала, что с 1 марта вводится обязательная маркировка обу­ви, но в магазине при покупке сапог никакой марки на них не нашла.
И. Клинникова: Какие у нас грамотные покупатели. А что такое маркировка вообще, Светлана Владимировна?
С. Потемкина: Маркировка — это нанесение на каждую пару обуви (или на коробку, ярлык, бирку) уникального идентификационного обозначения, то есть кода в формате Data Matrix. Постановлением Правительства РФ срок маркировки обуви перенесен на 4 месяца, до 1 июля 2020 года.
- Светлана Владимировна, для чего маркировка нужна потребителю?
С. Потемкина: Чтобы защитить покупателей и обувной рынок от подделок и серых схем. Потребители будут знать, откуда товар, из каких материалов изготовлен. Для этого нужно зарегистрироваться в государственной системе контроля за маркированной продукцией «Честный ЗНАК», сканировать штрих-код и получить всю информацию о приобретаемом товаре. Если же потребитель находит товар, который не зарегистрирован в системе, он может сообщить об этом через приложение. Каждое такое сообщение будут проверять и принимать соответствующие меры. Это пример эффективного общественного контроля. Конечная цель - вытеснить с рынка нечестных продавцов и контрафакт.
- Здравствуйте. Редко смотрю, что написано в чеке, обычно только общую сумму. Но тут обратила внимание, что на чеках из двух разных магазинов не указано наименование покупки, только «позиция №1 и позиция №2» , а во втором вообще - только сумма. Правильно ли это?
С. Потемкина: Нет, это неправильно. Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» установлены требования к кассовому чеку, в которых к обязательным реквизитам относится и наименование товаров. В случае обнаружения недостатков товара вам будет затруднительно доказать факт покупки именно этой вещи в магазине по такому безликому чеку.
И. Клинникова: Что же делать?
С. Потемкина: Проведение проверок по таким фактам находится в компетенции налоговой инспекции. Кассовый чек желательно приложить к заявлению.
- В магазине очень неохотно взвесили 200 граммов колбасы, говорят: «Бери полпалки». А мне не надо столько!
С. Потемкина: Правилами продажи продовольственных товаров не предусмотрены ограничения по весу при продаже развесных товаров, если товар не в герметичной упаковке и не продается поштучно. Товар, например, колбаса, должен быть освобожден от обертки и веревки и металлических клипс. По просьбе покупателя продавец обязан нарезать гастрономические товары.
- Добрый день! Рассудите. Были в кафе на Центральном рынке «Главком» и не нашли никакой информации о том, кто там работает. Нет никакого информационного стенда.
С. Потемкина: Наличие информации об изготовителе, исполнителе, продавце - это обязательное требование Закона о защите прав потребителей. На вывеске должна быть информация о наименовании организации, месте ее нахождения и режиме работы. Кроме того, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны предоставить потребителю информацию о государственной регистрации. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отсутствие установленной информации, за это грозит штраф от 1,5 до 40 тысяч рублей.
- Ко мне в магазин покупатель принес аккумулятор на гарантии, но нарушил его целостность. Одним словом, испортил и требует возврата денег. Есть гарантийный талон. Что делать?
С. Потемкина: Если покупатель обнаружил в товаре недостаток, то вернуть в магазин или сервисный центр он его должен в том виде, в котором покупал, а не в разобранном. Для ремонта существуют сервисные центры. Фактически покупатель нарушил условия гарантии. В таком случае она аннулируется. Доказать, что аккумулятор был технически неисправен после механического вскрытия будет сложно.
- Зашла в магазин, решила купить шоколадки. И цена привлекательная, значительно ниже, чем в остальных торговых точках. Взяла пять штук. А на кассе с меня взяли в два раза больше, чем на ценнике. Естественно, я отказалась от покупки. Получаются какие-то «двойные стандарты». То есть цена не совпадает на ценнике и в чеке. Как быть?
С. Потемкина: По закону информация на ценнике должна быть достоверной и соответствовать действительности. Вам должны продать товар по цене, указанной на ценнике. Вы можете сфотографировать ценник в доказательство. Если же ценник куда-то волшебным образом испарился, ссылаться на показания свидетелей. Я в таких случаях действую так: пробиваю, если цена не совпадает, иду в зал, беру ценник и иду на кассу с ценником или фотографирую его.
- Купила по распродаже зимние сапоги в первых числах марта. Продавец сказала: «Гар­антия у вас начнется с 1 ноября». Странно, почему?
С. Потемкина: Продавец права. Сезон для зимней обу­ви — с 1 ноября до 1 марта. И гарантия 1 месяц начнется именно с этой даты. Если вы сейчас будете носить зимнюю обувь, вы нарушите условия гарантии. Если с ней что-нибудь случится, вы не сможете предъявить требования продавцу и ремонт будете делать за свой счет.
- Встречались ли в Вашей практике покупатели, которые решение своей проблемы доводят до логического завершения?
С. Потемкина: Конечно. Недавно с предпринимателя в пользу истца суд взыскал не только сумму товара, но и неустойку, расходы на проведение независимой экспертизы, штраф за невыполнение требований покупателя. Товар, который стоил чуть менее 3 тысяч, встал со всеми издержками продавцу без малого в 10 тысяч.
- Муж подарил на 8 Марта подарочный сертификат. А я ничего не подобрала в этом магазине. Могу я его обменять на деньги?
С. Потемкина: Подарочный сертификат - это предварительно оплаченный товар. И закон предусматривает возврат денег.
- Светлана Владимировна, встречались в вашей практике случаи потребительского экстремизма?
С. Потемкина: Мне не хотелось бы говорить такими громкими понятиями, но случаи непорядочного, а иногда и неадекватного поведения бывают. «Сыр пахнет не как в Швейцарии», поэтому надо вернуть деньги, но сыр при этом уже съели. Некоторые покупатели ведут себя агрессивно, привлекают внимание других покупателей, кричат, могут даже сесть на пол торгового зала и создавать антирекламу. В любой ситуации продавцам и покупателям нужно сохранять достоинство. Сиюминутно ничего не решается. Скандалить не нужно, необходимо написать письменную претензию и ждать ее рассмотрения. Действовать в рамках закона.